село Крестики Оконешниковского района Омской области

521 Просмотров Нет комментариев
FacebookTwitterGoogle+VKOdnoklassnikiLiveJournalPinterest

Первый раз в Крестиках я была уже давно — в июне 1997 года в рамках фольклорно-этнографической экспедиции. Экспедиция эта была у меня второй, мне было 17 лет, так что впечатлений было достаточно.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Крестики — село в Оконешниковском районе Омской области. Административный центр Крестинского сельского поселения.
Расположено в 35 км от районного центра Оконешниково, в 180 км от города Омска, от железнодорожной станции Калачинск Транссибирской магистрали — 75 км.

Вот, собственно, и все, что знает о Крестиках интернет. А между тем село это весьма примечательно.
Начать стоит с названия. Существует несколько версий появления именно этого имени у села. Самая прозаическая — географическая. Село расположено между четырьмя озерами, в центре. Самое большое из них именуется Горьким, так как вода в нем горько-соленая, на дне целебные грязи. Кстати сказать, выбраться из них — грязей — непросто, поскольку озеро само по себе из этих грязей состоит, воды немного, а последние метров 5 до берега ее нет совсем. Выбираться приходится «по-выше-колена» в жутко полезной грязище, а потом ждать пока подсохнет и обстукивать, чтоб кусками отваливалась.А по берегу растет ужасно колючая травка-конотопка, поэтому это только кажется, что мучения твои окончены, когда ты добрался до берега )))
Так вот, название. Местные говорят, что первоначально село располагалась южнее озер и трижды приходивший с казахских степей ПОЖАР сжигал его. И лишь когда люди переселились в крест из четырех озер село больше не горело.

Так видит Крестики спутник.
Другая версия повествует о людях, бегущих в Сибирь откуда-то с «Рассеи». Набрели они на некое село и попросились переночевать. Там, вроде, не отказали, а даже баньку протопили для гостей. Но не званный гость, как известно, хуже татарина. Ну, или лучше татарина ))) Вообщем подперли их в баньке-то, пока мылись и запалили. Говорят, чуть не через трубу выбрались, да бежали без память еще неделю, пока не вышли к каким-то старым могилкам с крестами. Тут и остались. А место обозначили по ориентирам — крестикам на могилах. Страшно? )))

Крестики. Для начала несколько картинок для лучшего погружения, так сказать…пути-дорожки



ну, тут все понятно - ДУКТЫ

Казалось бы, село как село, каких много… Ан нет. Не все так просто. Вот, к примеру, кто его населяет? Чалдоны. Кто это?
Цитирую Википедию:
«..Чалдон (употребляется также вариант Челдон) — название первых русских поселенцев в Сибири и их потомков.»
«..
Ещё в конце XX века коренное (сельское) население Сибири имело в быту четкое представление, кто такие чалдоны, какие деревни являлись чалдонскими и кого собственно относили к чалдонам. В противопоставление более поздним переселенцам, например, беглым, вольным переселенцам, ссыльным, каторжникам, крепостным помещичьим крестьянам и редким сибирским переселенцам в результате реформ Столыпина.»
«..
Народная этимология часто определяет это слово как сокращение, обозначающее: «человек с Дона» либо «люди, пришедшие на ЧЕЛнах с Дона». Данное слово широко использовалось как самоназвание коренных сибиряков, отличающее их от самоходов — переселенцев из западных областей Российской империи, пришедших в Сибирь в XIX—XX веках.[6]

Существует гипотеза, согласно которой обозначение чалдонов произошло от переселенцев с южных рубежей России — жителей, населявших местность между рекой Чалкой и Доном. Отсюда и обозначение — чалдоны (чалдонцы).»
Вот, вкратце, и все, собственно. Надо сказать, что название «чалдон» широко распространено в Сибири. Народная молва придерживается версии о «людях с Чала, с Дона».
Еще в селе совершенно очевидны признаки проживания там некогда казаков. Ну, это-то как раз понятно: село стоит на южных границах области и Южной Сибири вообще и казаки здесь, конечно, были. Они кочевникам-казахам дорогу преграждали. Песни казачьи там тоже поют, причем говор южный, донской угадывается. Да и тематика, образы и все такое.
А еще в Крестиках в изобилии встречались (до недавнего времени) вот такие вот раритеты:
старообрядческие опояски
Это традиционные для костюма старообрядцев опояски. Да и местные, кто постарше, рассказывают, что была в Крестиках целая улица, где жили исключительно старообрядцы, довольно строгих правил. С никонианами контактировали дозировано, по необходимости. Зайдешь на двор воды попросить — отдельной кружкой напоят, сами ей для себя не пользуются, для таких вот случаев держат.

Лирическое отступление:
в 97-ом году экспедиция у нас не шибко-то задалась: погоды стояли не очень, второй день из трех дождь лил, как из ведра… Жили мы в палатках, на берегу оз. Горького, ну, того самого.. Вылезающие из его недр чем-то неуловимо напоминали вот эту скульптурную группу
это не Крестики, это Таманский полуостров, а результата один и налицо... точнее - на лице

ну, или вот это (если данные позволяют):
и это не Крестики. Жаль, правда?
Местное население отнеслось к нам настолько дружелюбно, что приехавшие ночью пьяные мотоциклисты из числа местных пижонов напугали лишь нескольких робких дам. Некоторые из них (в смысле, из дам ) ложились спать с боевой открывалкой для консервированных огурцов, отчаянно зажатой в потной ладошке ))).
Второй день мы сидели в палатках, было сыро и тянуло на философию. И наша более опытная, по сравнению с нами, 17-летними соплюшками, руководитель похода (ей тогда было аж лет 26, наверное) взялась сказывать нам русскую народную эротическую сказку Про девок-богатырок и старичка-отшельника.
Жили были в дупле бооооольшого дуба девки-богатырки, числом 7. Жили они обособлено, мужчин к себе не допускали путем убиения оных. Честь берегли, значит. Сами они себе пропитание охотою добывали, сами и оборону от врагов держали. Амазонки, ни дать, ни взять. Как-то поздним дождливым вечером постучался в их жилище старичок. Одет он был по-монашески, сам по всему видать древний совсем. Согбенный, седой. Погода не шепчет, женское сердце дрогнуло — пустили переночевать старца. Прожил он у них неделю, окреп и ушел. А через 9 месяцев все девки-богатырки с разницей в день мальчишек народили… Вот такой вот старичок ))) Отсюда вывод: старый конь борозды не испортит. Наоборот. НАОБОРОТ.
Вот такая сказка.
Еще напоследок хочу показать этнографические костюмы, найденные в этом замечательном селе. Сразу скажу, что на фото их не слишком хорошо видно, но они существуют и их можно увидеть и даже пощупать в коллекции Центра славянских традиций в Омске.
Крестинское платье
Крестинская парочка
Костюмы эти принадлежали замечательной бабуле, Анне Григорьевне. Она передала их в коллекцию ЦСТ. Крошечный размер одежек объясняется просто — баба Аня маленького роста. Еще у нее были взяты ковры — тоже отдельная тема. Крестинские ковры — это что-то невероятное!

Платье крестинское — это что-то замечательное. Посмотрите как оно выглядит в современном исполнении. Точнее, как женщина может выглядеть в такой одежде!



В музее села Крестики было еще одно замечательно сохранившееся платье… Было. И «дальновидные» руководители от культуры района придумали хитрый пиар-ход, призванный невиданно повысить популярность села у жителей нашей необъятной… ОНИ ПОДАРИЛИ ЭТО ПЛАТЬЕ НАДЕЖДЕ БАБКИНОЙ! Причем не лично — почтой отправили. Так, мол, и так, уважаемая Надежда, примите от благодарных почитателей, и прочее.. Комментариям хана. Их нет.
А так парочка смотрится на счастливой женщине, только что повенчанной с любимым мужчиной
Марина, поздравляю!!!
Так-то вот.

Оригинал взят у в Крестики, часть 2

FacebookTwitterGoogle+VKOdnoklassnikiLiveJournalPinterest

Статьи по Теме

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)